tk-pir.ru
Главная »

Братья и сестры, ссоры и конфликты: почему? Дело не в зависти!

Наследство

Отношения между братьями и сестрами: что можно сделать

Доктор Лори Крамер из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн попыталась сделать невозможное: заставить братьев и сестер лучше относиться друг к другу.

Крамер обычно работает на образованные и богатые семьи. Эти мамы и папы сделали все, чтобы обеспечить детям позитивную среду. В этой новой полностью контролируемой среде есть одно обстоятельство, которое они не могут контролировать — отношения братьев и сестер.

Наблюдения показали, что сибсы в возрасте 3-7 лет более или менее интенсивно ссорятся в среднем 3,5 раза в час. В среднем 10 минут в час братья и сестры в возрасте 3-7 лет тратят на споры.

По словам доктора Хильди Росс из Университета Ватерлоо, только примерно 1 из 8 конфликтов заканчивается компромиссом или соглашением. В других случаях братья и сестры просто расходятся, обычно после того, как старший издевается над младшим в свое удовольствие или запугивает его.

Крамер часто слышит:

«Я все время дрался со своими братьями и сестрами, и все закончилось хорошо.

Она не возражает — конфликты случаются, но хорошие времена часто уравновешивают их. Этот баланс предсказывает хорошие отношения в дальнейшей жизни. Между братьями и сестрами, которые игнорировали друг друга и меньше ссорились, как правило, позже складываются холодные, сдержанные и неэмоциональные отношения.

Перед запуском 6-недельной программы «Больше радости в братьях и сестрах» для детей Крамер спросил родителей, чего они ожидают от своих детей. Выяснилось, что родители воспринимают конфликтность детей как норму – их беспокоило, что дети как бы не заботятся друг о друге.

Программа Крамера уникальна тем, что не пытается научить детей какой-то более детской версии примирения. Она подчеркивает то, что лучше всего выражается в названии — удовольствие братьев и сестер от совместной игры.

На первом занятии дети знакомятся с детьми планеты Ксандия - 4 куклами из папье-маше. Всякий раз, когда братья и сестры ссорятся, на Ксандии идет дождь, и планете угрожает потоп. Инопланетяне прилетели на Землю, чтобы общаться с человеческими детьми и учиться у них получать удовольствие от общения. Все дети – пришельцы с Земли – следующие 6 занятий проводят, играя в настольные игры, занимаясь творчеством, разыгрывая сценки и танцуя под придуманную ими рэп-композицию.

Попутно дети усваивают терминологию, позволяющую правильно начинать игру с братьями и сестрами, определять занятия, которые были бы интересны обоим, мягко отступать, когда занятие не кажется интересным партнеру. На занятиях дети учатся распознавать чувства, выражаемые другими людьми. Дети рисуют на бумажных масках различные выражения лица, затем слушают рассказы и показывают маски, соответствующие чувствам героя.

Конфликт - Скрытая камера

«У меня два таланта», — сказал 7-летний Итан в классе. -Первый - футбольный спапа. Во-вторых, я упорно борюсь. Когда я бил свою сестру, мне это очень нравилось.

Его 4-летняя сестра Софья, сидевшая поодаль, никак не отреагировала на это отвратительное заявление. На самом деле, Итан не только ни разу не ударил ее, но и часто боялся случайно навредить ей — она такая крошечная! Но пока Итану, похоже, нравилось то, что он может хотя бы на словах быть жестоким по отношению к Софии.

После занятий мать Итана спросила Итана, почему он солгал.

«Но, мам, иметь сестру нехорошо», — объяснил он.

Итан был убежден, что не может позволить другим старшим братьям в программе узнать, что он любит свою сестру — отсюда и его хвастовство тем, чего там не было.


Кейп Крамер решил посмотреть видео, на котором Итан и София разговаривают дома. За полчаса Итан и София построили крепость из кованых подушек. Итан, руководитель строительства, постоянно приказывал сестре, кричал и упрекал ее, если она не ровно держит подушку. Когда она хотела выйти перекусить, Итан начал угрожать:

Просто попробуй уйти! Ты никогда не сможешь вернуться сюда!

Когда Софья что-то не понимала, брат кричал:

- Никаких оправданий! Ты останешься здесь, только если пообещаешь больше не оправдываться. И говорить с набитым ртом!

Однако Крамер увидел в ленте кое-что обнадеживающее. Сначала дети сами решили поиграть вместе. Во-вторых, они ссорились и продолжали общаться. В-третьих, Итан угрожал своей сестре, но изменил правила, чтобы София могла продолжать играть. Кроме того, брат сделал все, чтобы София понимала важность своей роли в игре. Сама Софья обращалась к нему за советом, и это льстило ему. Когда София попыталась поднять огромную подушку, Итан сказал:

-Отличная работа! -Помощь.

«Дети по-прежнему едины», — заключил Крамер. — Есть попытка разрешить конфликты. Они любят друг друга и заботятся друг о друге. Думаю, здесь есть над чем поработать.

Но почему Итан считает, что «сестра — это не круто» и почему он должен скрывать свои чувства? Его мать, Ребекка, сказала, что все лучшие друзья Итана хорошо относились к своим младшим братьям и сестрам, и предположила, что Итан где-то это читал. По мнению Крамера, Ребекка может быть права.

В одном из исследований Крамера контрольная группа детей читала вслух книги и обсуждала мультфильмы, описывающие историю отношений между братьями и сестрами в течение 6 недель. Крамер считал, что отношения между братьями и сестрами, увидевшими своих детей, улучшатся. Однако уже в конце первой недели родители стали жаловаться: отношения детей с братьями и сестрами стали портиться. Конечно, книги и фильмы заканчивались на счастливой ноте: братья и сестры стали понимать и ценить друг друга — но поначалу дрались, оскорбляли и унижали друг друга!

«Из этих книг и фильмов дети научились новым способам быть обидными и грубыми по отношению к своим младшим братьям и сестрам», — вспоминает Крамер.

Причины ссор: разница в возрасте не имеет значения

Выходит, Шекспир был прав, а Фрейд, утверждавший, что братья и сестры обречены на то, чтобы привлечь внимание своих родителей, ошибался. Соперничество между братьями и сестрами напоминает не столько Эдипа, сколько короля Лира.

Группа британских и американских ученых опросила 108 пар братьев и сестер о причинах их ссоры. Родительская привязанность оказалась на последнем месте - только 9% детей назвали ее причиной спора или ссоры. Самой частой причиной детских драк была усобица, которая также поссорила Регану и Гонерилью - земля и замки, т.е. игрушки! Почти 80% старших и 75% младших детей указали, что причиной драк был раздел или притязание имущества. Основная причина ссор между братьями и сестрами в детстве – неразделенные игрушки, борьба за родительское внимание. Все остальные причины далеко позади. Хотя 39% младших детей жаловались, что их драки были... просто драками. Они утверждали, что затеяли драки, чтобы не допустить нападения старших братьев.

Лори Крамер пришла к такому же выводу. Крамер считает, что такая зацикленность на соперничестве на родительской любви отвлекает от более важной истины: даже в семьях, где детям обеспечено много любви со стороны родителей, «маленькие могут не наладить должных социальных отношений с братьями и сестрами, если их никто не учит». им сделать это». То есть необходимо сместить акцент с психологии на формирование практических навыков.

Какие еще пункты переоценены? Родители считают разницу в возрасте очень важной. Некоторые считают, что ей должно быть меньше 2 лет — тогда, мол, они будут играть вместе. Другие считают, что лучше 3-4 года — тогда у каждого ребенка разовьется достаточное чувство самостоятельности. Наука дает противоречивые результаты: на каждое исследование, утверждающее значимость разницы в возрасте, есть другое, опровергающее это утверждение.

«На фоне других обстоятельств, — сказал Крамер, — возрастной интервал не является таким сильным предиктором. Пол тоже. Есть много других факторов, которые имеют большее влияние на детские отношения.

Работа самой Крамер привела к неожиданному результату: предсказать отношения братьев и сестер можно еще до рождения младшего ребенка! Как так? Все очень просто и не имеет никакого отношения к родителям: предсказательным фактором является качество отношений старшего ребенка с этим лучшим другом.

Крамер изучал маленьких детей из семей, ожидающих второго ребенка. Она смотрела, как эти дети играют со своими друзьями. Дети, умеющие играть с друзьями, поддерживая отношения взаимности, спустя годы имели наилучшие отношения с младшим братом или сестрой. Долгое время считалось, что братья и сестры учатся общаться друг с другом, а затем применяют приобретенные социальные навыки в отношениях со сверстниками. Крамер говорит, что все наоборот: старшие братья и сестры учатся общаться, играя с друзьями, а затем применяют полученные знания к младшим братьям и сестрам.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное