Причины отказа от еды в детском саду
Одной из самых частых проблем многих родителей, отдавших детей в детский сад, является отказ ребенка есть там. В большинстве случаев такое нежелание есть имеет достаточно простое объяснение и не представляет угрозы для здоровья крохи. Прежде чем бить тревогу, стоит разобраться в сложившейся ситуации и понять, в чем причины такого поведения малыша.
Наиболее вероятными причинами отказа от еды в детском саду являются:
- Адаптация к новому образу жизни и окружающей среде;
- Необычное для ребенка питание и избирательность в еде;
- Ребенок не голоден;
- Невозможность есть ложкой самостоятельно (рекомендуем прочитать: как научить ребенка есть самостоятельно ложкой по совету Комаровского?);
- Манипуляции взрослых.
Адаптационный период
Наиболее частая причина, по которой дети не хотят есть в детском саду, — физиологическая, связанная с периодом привыкания к смене обстановки. Когда ребенок впервые начинает посещать дошкольные учреждения, он испытывает большое эмоциональное напряжение. Чтобы лучше понять, какие мысли и чувства преобладают у крохи в период адаптации, можно попробовать поставить себя на его место:
- Детский сад – это место для игр, а не для еды. Обычно так думают те дети, чьи родители растягивают время привыкания к саду на несколько недель. Малыша надолго приводят поиграть в помещении или на площадке на пару часов, после того как он позавтракает дома, потом уводят на обед. В результате ребенок сопротивляется еде вне дома.
- Меня разбудили, и я все еще хочу спать. Когда ребенок не приучен вставать в определенное время, он не высыпается и в таком состоянии проявляет отсутствие аппетита.
- Много новых интересных игрушек. Такие мысли могут прийти к малышу только в самом начале посещения детского сада, когда он еще не успел наиграться, а еда, по его мнению, будет этому мешать.
- Мама ушла навсегда. Психика ребенка дошкольного возраста устроена так, что даже постоянные заверения «мама вернется» не убеждают ребенка, он как бы расстается с ней навсегда. От такого пережитого ужаса пропадает всякое желание есть.
- Я слушаюсь только маму, но эту странную тетку слушать не стану. Ребенку нужно время, чтобы привыкнуть не только к новому режиму, условиям, но и к учителю.
- Я не буду есть без мультиков или любимой сказки. Поначалу даже воспитатели детского сада прибегают к помощи игровых элементов — например, кто первый съест весь суп, тот и поливает цветы.
Есть еще много нюансов и отвлекающих факторов, влияющих на желание малыша есть в период адаптации. Однако если процесс привыкания пройдет нормально, уже через пару недель малыш более-менее адаптируется к новой среде и коллективу и начнет достаточно хорошо кушать.
Своего рода манипуляция
Дети прекрасно понимают, что отказ от еды на огороде заставляет родителей волноваться и переживать. К этому методу часто прибегают малыши, чтобы их раньше забрали домой. Так или иначе, это один из методов манипулирования взрослыми для достижения собственных целей. К манипуляциям относятся истерики и крокодиловы слезы на прощание по утрам, призванные разжалобить мать и заставить ее забрать ребенка обратно.
Избирательный аппетит и необычные блюда
Перед посещением детского сада ребенок формирует свой привычный рацион. Еда в меню дошкольного учреждения может сильно отличаться от того, что малыш ест дома. Вполне вероятно, что малыш просто боится пробовать незнакомые блюда. Чаще с такой проблемой сталкиваются дети, которых начали водить в детский сад позже, в возрасте 5-6 лет.
Считается, что избирательность в еде — проблема более надуманная, чем связанная с какими-то медицинскими отклонениями. В большинстве случаев это обусловлено педагогическими факторами и недостатками воспитания. Если малыш не хочет есть предложенную еду, не заставляйте его кормить и не ругайте. Чувство голода — единственное надежное средство для преодоления проблемы избирательного аппетита. Рано или поздно ребенок проголодается, важно в этот момент дать ему ту еду, которая была предложена ранее.
Болезнь и нездоровье
До начала заболевания, когда еще не проявились видимые симптомы болезни – например, нет температуры, нормальный стул, у крохи вполне может пропасть аппетит, он становится вялым и капризным. Если отсутствие аппетита непривычно для малыша, скорее всего, он болен, и симптомы болезни проявятся в течение нескольких часов.
Также отказ от еды может быть следствием нарушений в работе желудочно-кишечного тракта, которые вызваны пищевой аллергией, психоэмоциональными нарушениями, плохой экологией или связаны с наследственными факторами. Кроме того, заложенный нос, воспаленные десны или шатающийся зуб могут мешать малышу есть или вызывать дискомфорт и дискомфорт во время еды.
Другие возможные причины нежелания есть на огороде
Существует ряд других возможных причин, которые могут повлиять на аппетит в период адаптации и после его завершения. Среди них:
- Невозможность есть одной ложкой. Если такой бытовой навык не был приобретен малышом до поступления в группу детского сада, это может быть причиной того, что малыш останется голодным. В дошкольном возрасте все дети едят одновременно. У воспитателя просто физически нет времени уделять всем много внимания, чтобы всех накормить.
- Кормление дома перед садом. Таким образом, родители больше стараются успокоить себя, что их ребенок будет сытым. Однако именно это мешает малышу проголодаться, чтобы потом хорошо поесть в детском саду.
- Отсутствие режима дня дома. Если дома ребенок приучен есть не по расписанию, а когда захочет, то в детском саду ему будет сложно подстроиться под четкий график. Чаще проблема возникает с детьми, которые только начали посещать учреждение или с теми, кто давно туда не ходил.
- Сезонное влияние. На детей, как и на взрослых, влияет время года. Например, летом ребенок растет быстрее, чем зимой, а значит, и кушает намного лучше, так как нуждается в дополнительной энергии.
- Особенности природных биоритмов. Все дети разные, одни утром вообще не едят или едят очень мало, другие практически не прикасаются к еде за ужином.
- Небольшая физическая активность. Ребенок еще не может по-гурмански оценить еду и получить от нее удовольствие, он ест только тогда, когда голоден, чтобы восстановить затраченные силы. Однако если малыш мало двигается, не бегает, не играет, значит, он не тратит энергию впустую.
- Плохие ассоциации. Если дома ребенка постоянно воспитывают за столом и упрекают в медлительности или неаккуратности, то процесс еды становится для него болезненным.
- Любопытство. Некоторые дети отвлекаются, когда сосед или ребенок напротив них ест. Это качество является важным аспектом в гармоничном развитии крохи, но может помешать спокойному приему пищи.
Способы преодоления проблем с питанием в детском саду
Для начала нужно минимизировать возможные причины проблем с питанием на огороде:
- Необходимо научить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельное питание ложкой не должно вызывать стресса или смущения.
- Установите режим дня, приближенный к тому, который будет в детском саду – кормить, стараться будить и укладывать спать примерно в одно и то же время. Это значительно упростит задачу при посещении детского сада, так как проблема с недосыпанием, ранним подъёмом или непривычностью к еде в определённые часы практически исчезнет.
- Разнообразьте меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что ребенок съест. Не нужно каждый день удивлять малыша чем-то нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион необычные продукты. Поэтому разнообразное детсадовское меню не станет для него неожиданностью.
- Превратите прием пищи в приятное занятие. Не заставляйте ребенка есть. По мнению доктора Комаровского, если ребенок не хочет есть, значит, он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а замечайте и хвалите все его успехи. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в дальнейшем малыш откажется есть без нее.
- Необходимо воспитывать уважение к чужому труду. Крохе можно объяснить, что отказ от еды, приготовленной другим человеком, является проявлением его неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.
Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?
Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой среде и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители помогут малышу справиться с адаптацией.
Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все получится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца-двух, однако особо затягивать с ним не стоит. Если ребенок уже несколько часов нормально ходит, его можно оставить на весь день и не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать дома спокойную атмосферу, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.
Однако что делать, если все сроки прошли, а малыш продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за консультацией к психологу. Он поможет определить причину и порекомендует способы устранения проблемы.
(3 оценили на 5,00 из 5) Loading...