tk-pir.ru
Главная »

Что такое ДТП: расшифровка, понятие, виды, участники, регистрация в 2022 году

Автомобильное право

О чем это

Для правильной оценки происходящего, понимания того, как действовать, нужно знать не только определение ДТП, но и причины возникновения, его виды и поведение участников. В этом случае важна расшифровка аббревиатуры ДТП.

Наверняка все знают, что это дорожно-транспортное происшествие. То есть инцидент на дороге, который произошел с транспортным средством. Но такое определение было бы слишком общим и не позволяло бы классифицировать каждый отдельный случай, потому что причины и следствия могут быть разными. Для уточнения деталей имеет смысл обратиться к законодательной базе.

Вот определение ДТП в Правилах дорожного движения. Приводим почти дословно из п. 1.2 Общих положений.

Несчастным случаем считается событие с участием транспортных средств, произошедшее во время их движения по дороге, в результате которого погибли или получили ранения люди, были повреждены автомобили, грузы, конструкции или был причинен иной материальный ущерб.

Примерно такое же понятие ДТП в КоАП. Здесь оно расценивается как административное правонарушение, в результате которого причинен вред имуществу и/или здоровью. В ст. 2 ФЗ N 196-ФЗ закрепил точно такое же определение. Кстати, в законе об ОСАГО тоже.

Но как понимать слова «люди» и «дорога»? Без точных определений нет смысла разбираться. Именно поэтому не все из нас понимают, что считается дорожно-транспортным происшествием. В результате не получается сразу определить, относится ли ситуация к теме нашего разговора.

Что нельзя списывать на ДТП

Если внимательно прочитать определение дороги в том же ПДД, то становится понятно, что ситуация квалифицируется как ДТП, если она сложилась на территории, обозначенной как проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса или трамвайные пути. Событие может быть связано с одним участником или несколькими. При этом из определения ДТП следует, что автомобиль участвует в нем во время движения, и результатом этого процесса должен быть материальный ущерб.

Теперь мы можем сформулировать, что не является случайностью. Инцидент не применяется, если:

  • ТС не участвовал в нем;
  • Автомобиль стоял неподвижно;
  • Материального ущерба и травм людей не последовало.

При отсутствии одного из этих условий говорить об аварии не имеет смысла. Другими словами, если машина столкнулась с деревом в чистом поле, такая ситуация имеет другое определение. Если на машину упала сосулька, это тоже нельзя расценивать как несчастный случай, хотя ущерб очевиден.

Причины аварии

О чем это Анализ причин аварий приводит к выводу, что они связаны с человеческим фактором, то есть с действиями участников дорожного движения, либо с влиянием внешних факторов, связанных с неблагоприятными природными и погодными явлениями. Плюс добавляются чисто "российские" условия возникновения - лихачество и разгильдяйство водителей, безответственность коммунальщиков и дорожных служб. Подробная картина раскрыта в Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах России.

Итак, основные причины и условия возникновения ДТП в России можно сформулировать следующим образом:

  • Состояние дорожного покрытия, разметки и обочин.
  • Неисправность светофоров, недостаточное освещение и отсутствие шлагбаумов.
  • Пренебрежение правилами – превышение скорости, нарушение правил пересечения перекрестков, недисциплинированность пешеходов и тому подобное.
  • Погодные условия и время суток. Зимой и при недостатке естественного освещения увеличивается количество аварий.
  • Физическая усталость водителя. Мы не всегда адекватно оцениваем собственное состояние, и это часто плохо кончается.
  • Употребление наркотиков и алкоголя.

Что еще можно отнести к причинам? Например, использование мобильных телефонов во время вождения без комплекта громкой связи. Да все, что отвлекает водителя от непосредственного управления транспортным средством. Шестой пункт нашего списка недавно стал лидером статистики.

Виды и характеристики аварий

В пункте 3 третьего приложения к вышеуказанным Правилам бухгалтерского учета указаны основные виды аварий и их характеристика:

  1. Столкновение - происшествие во время движения, когда транспортные средства сталкиваются друг с другом или с подвижным составом.
  2. Опрокидывание – это происшествие, при котором движущееся транспортное средство переворачивается.
  3. Наезды - на препятствие, стоящее у транспортного средства, пешехода, велосипедиста или гужевой повозки. Подходят оба варианта - при встрече транспортного средства с препятствием и наоборот.
  4. Падение пассажира - происшествие, при котором пассажир падает с движущегося транспортного средства или в его кабине (кузове) в результате резкого маневра или изменения скорости.
  5. Другой тип несчастного случая Сюда входят любые происшествия, которые нельзя отнести к вышеперечисленным. Например, падение перевозимого груза, предмет, отброшенный колесом, или столкновение с внезапно возникшим препятствием.

Как классифицируют несчастные случаи?

В нашей стране для сферы автомобильного транспорта МВД используется следующая классификация аварий:

  • Бесконтактный. Это ситуация, когда виновником аварии считается водитель, нарушивший правила дорожного движения, не столкнувшись с другими участниками дорожного движения. Например, если в результате его маневров столкнулись другие транспортные средства.
  • Бухгалтерский учет. Чтобы понять, что такое бухгалтерская авария, следует вернуться к Правилам бухгалтерского учета. Он определяет, какие несчастные случаи фигурируют в отчетности – какие привели к травмам или смертям. При отсутствии пострадавших несчастный случай не подлежит учету.
  • Скрытый. Нередки ситуации, когда обстоятельства совершения и участников остаются нераскрытыми. Когда виновный покидает место ДТП без уважительной причины или для того, чтобы скрыть свою причастность - вот что такое скрытое ДТП.

Кого можно считать участником происшествия

Причины аварии Понятие «участник ДТП» определено ПДД. Это любое лицо, непосредственно причастное к происшествию. Их можно рассматривать:

  • Драйверы;
  • Пешеходы;
  • Пассажиры.

Очевидцы и лица, находящиеся в непосредственной близости от места происшествия, не учитываются. Вот общепринятые определения того, кто считается участником по закону:

  1. Водитель – это человек, управляющий транспортным средством или инструктор, велосипедист и даже погонщик скота.
  2. Пассажир – любое лицо, находящееся в кабине (кузове) и не осуществляющее управление ТС или посадку/высадку.
  3. Пешеход - человек, который находится или передвигается по дороге или близлежащей пешеходной зоне пешком, в инвалидной коляске, на коньках, лыжах, самокате.

Участники ДТП делятся на виновников и потерпевших. С первым все понятно – виновник нарушил правила, совершил ДТП, а дальше он отвечает по закону. С потерпевшими все несколько сложнее. Они могут находиться даже в автомобиле преступника и делятся на две категории:

  • Мертвый;
  • Раненый.

К первой относится пострадавший, если он скончался от полученных травм в течение 30 дней после аварии.

Что делать сразу после аварии

ПДД содержит подробный алгоритм действий сразу после аварии. Для себя важно понять, что, остановившись, нужно оценить состояние пострадавших, необходимость и возможность оказания им помощи. Если таковых нет, нужно включить аварийку, поставить «треугольник», позвонить в ГИБДД и передать информацию о ДТП в страховую.

Также следует зафиксировать местонахождение транспортного средства и, по возможности, расчистить проезжую часть. А потом желательно найти очевидцев. Определение виновного сотрудниками ГИБДД во многом зависит от грамотного поведения сторон.

Узнайте больше о том, как действовать при ДТП по ОСАГО.

Как клиренс

С 2015 года, когда был введен европейский протокол, процедура была упрощена. Сторонам достаточно заполнить форму уведомления, которая оформляется совместно с ОСАГО, обменяться контактными данными, информацией о страховщиках. Правда, этот вариант подходит не для каждого ДТП, поэтому вызов ГИБДД на место в большинстве случаев обязателен.

Прибывшие на место следователи оценят обстановку, осмотрят место происшествия, опросят свидетелей, составят условную схему, а затем протокол.

Могу ли я покинуть место ДТП?

Вы не должны покидать место происшествия, за исключением случаев крайней необходимости. По КоАП за это можно лишиться ВУ на полтора года или сесть в тюрьму на 15 суток.

Стоит спросить, почему нельзя покидать место ДТП.

Ответственность по Кодексу об административных правонарушениях

Как правило, ДТП происходит в результате нарушения правил дорожного движения, за что предусмотрена серьезная ответственность, вплоть до уголовной. Все зависит от последствий. В главе 12 Кодекса об административных правонарушениях перечислены все меры наказания. Среди возможных - денежные штрафы и лишение ВУ. Суммы и сроки варьируются в зависимости от совершенного нарушения. Самые суровые наказания предусмотрены за повторные нарушения, в том числе, если пострадали люди.

Как возмещается ущерб

Виды и характеристики аварий Возмещение ущерба – важнейшая обязанность участников ДТП после его оформления. Потерпевшая сторона вправе рассчитывать на страховые выплаты и компенсацию с виновной стороны. Получить деньги по ОСАГО сейчас невозможно, но страховщик должен отремонтировать машину. Необходимо уведомить СК о происшествии и вызвать аварийного комиссара, после чего подать заявление, приложив соответствующий пакет документов.

Если у виновника нет страховки или он не покрывает все расходы, он должен возместить разницу или полностью восстановить поврежденный автомобиль за свой счет.

Вопрос решается по соглашению или в судебном порядке на основании положений Гражданского кодекса.

О ложных авариях

Так называемые подставы на автомобильном транспорте не редкость. Это обычные провокации, заведомо ведущие к созданию чрезвычайной ситуации. Перед этим сложно устоять, особенно неопытным водителям. Единственный способ обезопасить себя — не нарушать правила дорожного движения.

После совершения мнимого или реального ДТП нужно сразу звонить в ГИБДД и начинать искать свидетелей. В этой ситуации может выручить видеорегистратор. Если «жертвы» попытаются надавить на вас, запритесь в салоне и сохраняйте спокойствие. Как правило, сотрудники Госинспекции знают, как распознать подставу, и помогут вам. В противном случае права придется защищать в суде.

Узнайте больше о мошеннических схемах мошенничества с автомобильными авариями.

Вывод

Мы разобрали, какое событие считается несчастным случаем, кого можно считать участником и как действовать, если оно произошло. Можно сделать следующий вывод: что бы ни случилось, нужно знать свои права, обязанности и неукоснительно соблюдать закон.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное