Прикован одной цепью
Многие россияне, покупающие новые автомобили, до сих пор вынуждены приезжать на гарантийное обслуживание к дилеру — тому, кто продал им машину. Даже если им это уже не удобно. Ведь зачастую покупка совершается далеко от места жительства, так как не так просто найти хорошее предложение или нужную комплектацию и цвет. А дилерские бонусы вроде бесплатной зимней резины или дешевой страховки никто не отменял.
Однако не все официальные дилеры демонстрируют лучшие практики обслуживания. Часто люди сталкиваются с обманом и банальным хамством со стороны военнослужащих. Им приходится переплачивать за запчасти, которые, имея статус так называемых оригинальных, ничем не отличаются от аналогичных неоригинальных деталей, которые производятся на том же заводе. Только в первом случае эти детали в оригинальной упаковке автопроизводителя поступают к официальным дилерам, а во втором случае такие же компоненты в упаковке производителя поступают на розничный рынок. Разница в цене существенная.
У автомобилистов также возникают вопросы о ценах на техническое обслуживание. В обычном самостоятельном автосервисе банальная процедура замены моторного масла, тормозных колодок и воздушного фильтра стоит, например, 700-1000 рублей, у официалов те же манипуляции могут стоить в 2-7 раз дороже. Многие граждане переплачивают за эти услуги, не подозревая, что отказаться от них совершенно безболезненно.
Куда идти
Во-первых, с перечнем дилерских центров и ценами автолюбитель может ознакомиться еще до посещения дилерского центра на сайте с помощью калькулятора ТО, пояснили «Известиям» в Mitsubishi. Правда, цены там не официальные и окончательные, информация о стоимости нормо-часа получена на основании данных, предоставленных самими дилерами. Но, как правило, эти данные очень близки к реальным, а в некоторых случаях ценники могут быть меньше.
«Например, стоимость запчастей и услуг для автомобилей старше 30 месяцев может отличаться в меньшую сторону в рамках сервисной программы Mitsubishi 3+», — сообщила Наталья Костенок, официальный представитель Mitsubishi в России.
Toyota устанавливает максимальные цены перепродажи на детали, используемые при техническом обслуживании, и регулирует количество рабочих часов, необходимых для выполнения той или иной процедуры технического обслуживания. Но стоимость нормо-часа устанавливается официальным дилером самостоятельно исходя из рыночных и конкурентных условий. При этом Mitsubishi и Toyota, как и другие производители, не запрещают менять дилеров. Угрозы любого дилера снять с гарантии за попытку клиента обслужить в стороннем сервисе беспочвенны.
Официально, до свидания!
Требования официальных дилеров проходить техосмотр только у них незаконны. Не существует такого юридического определения, как снятие с гарантии, напоминает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
«Продавец и клиент подписывают договор, несоблюдение его пунктов еще нужно будет доказывать в суде. Статья 16 Закона о защите прав потребителей запрещает увязывать приобретение одного товара и услуги с обязательным приобретением другого товара и услуги. Соответственно, дилер не имеет права намекать на снятие с гарантии. Закон дает гражданину полное право выбора автосервиса, - пояснил Ифанов.
Более того, официального дилера можно обменять на неофициальный сервис.
«Если покупатель уверен, что неофициальный сервисный центр соответствует всем условиям, то он может не бояться. Главное, что это правда, и в случае возникновения спорной ситуации между потребителем и официальным дилером в этом был уверен независимый эксперт, к которому стороны должны будут обратиться, — рассказала Наталья Костенок из Mitsubishi.
Тойота занимает аналогичную позицию.
«Безусловно, клиент имеет право не следовать нашим рекомендациям, если считает, что сможет провести техническое обслуживание самостоятельно в соответствии с регламентом производителя или уверен в качестве услуг, оказываемых третьими лицами. В этом случае клиент берет на себя ответственность. Однако, если будет установлено, что возникшая неисправность стала следствием использования некачественной детали или неправильно проведенного обслуживания или не в полном объеме, рекомендованном производителем, то в этом случае в гарантийном обслуживании может быть отказано», — рассказала Наталья. Астафьева, директор по связям с общественностью Toyota в России.
Если дилер относится к клиенту не как к ходячему кошельку, то заранее предложит выгодные программы лояльности, которые помогут ему его удержать, поясняют в ГК «АвтоСпецЦентр».
«Как правило, у официальных дилеров действует шкала скидок на обслуживание, рассчитанная на владельцев автомобилей разного возраста. Также дилеры делают специальные предложения по сохранению автовладельцев, которые уже оторвались от гарантии, или предлагают продлить ее, — рассказал Алексей Ермилов, директор по маркетингу «АвтоСпецЦентра».
Гарантия на сто
Если принято решение уйти от официала, чтобы не потерять гарантию, необходимо выполнить несколько условий. В первую очередь обеспечьте правильную эксплуатацию своего автомобиля - не наносите повреждений, не попадайте в аварии, не заливайте топливо или автохимию сомнительного качества, не допускайте установку запчастей сомнительного происхождения, не вносить изменения в конструкцию, ответственно подходить к выбору и способу установки аксессуаров и дополнительного оборудования, не допускать использования неподходящих инструментов и оборудования для технического обслуживания и ремонта и т. д.
При этом клиент должен убедиться, что его автомобиль полностью соответствует всему графику технического обслуживания, включая проверки, замены, чистки, смазки, подтяжки, регулировки, настройки, обновления программного обеспечения, отзывные сервисные операции и т. д. Автопроизводитель любого автомобиля иметь возможность отказать в гарантийном ремонте только в случае установления необоснованности претензии потребителя. Например, если нет реальной недостачи товара или если недостача возникла в результате действия или бездействия самого потребителя.
«К последнему случаю относится, в том числе, обслуживание и ремонт автомобиля своими силами или в неавторизованном сервисном центре, в который обратился потребитель, если установлена прямая связь возникшего дефекта с действиями клиента или лица, кому он обращался (кроме официального ДЦ), то продавец или другой официальный дилер может отказать в гарантийном ремонте, заключила Mitsubishi.