Где потребуется договор и зачем его восстанавливать?
Полное и правильное название документа, о котором пойдет речь далее, – договор о безвозмездной передаче жилых помещений в собственность граждан. На практике его часто называют договором приватизации. Это основной документ, подтверждающий договор и переход права собственности на квартиру, которая принадлежала нанимателю по договору социального найма, такому лицу уже как собственнику. Это между работодателем или несколькими работодателями, с одной стороны, и органами местного самоуправления, с другой.
Подавать заявление на изменение договора придется в следующих случаях:
- Утеря документа
- Его серьезное повреждение, препятствующее его приемке нотариусом или работниками государственных органов,
- Ведение наследственных дел после смерти собственника,
- После смены собственника.
Внимание! Этот документ потребуется при совершении сделок с квартирой и во всех других ситуациях, когда необходимо подтвердить основания возникновения права собственности. Если по каким-то причинам этого документа нет на руках, то вам придется его восстановить.
Восстанавливать договор можно неограниченное количество раз в год.
Куда идти
Есть несколько способов восстановить утерянный документ после его утери. Для этого вы можете обратиться:
- Непосредственно в БТИ по месту нахождения помещения,
- В местный многофункциональный центр (далее МФЦ).
На сайте госуслуг в некоторых регионах можно найти ссылку на возможность восстановления договора приватизации, например https://www.gosuslugi.ru/23553/1/info.
Сам портал не оказывает никакой услуги, а перенаправляет пользователя на ресурс местной администрации. Здесь же указана минимальная необходимая информация об услуге. На сайте местного самоуправления можно подробно ознакомиться с порядком восстановления документа и графиком приема. Однако вам придется посетить заведение лично и только в часы приема. На данный момент получить документ не представляется возможным. В итоге сделать это через МФЦ или БТИ оказывается гораздо проще.
Какие документы необходимы
Заявление на получение дубликата может подать один из собственников жилья, его законный представитель или представитель по доверенности. Наследники имеют такое же право.
Вне зависимости от того, куда будет подаваться заявление, вам придется подготовить пакет документов:
- Заявление о выдаче дубликата договора приватизации. Его можно составить на месте. В этом может помочь сотрудник МФЦ или БТИ.
- Копия паспорта. При подаче заявления предъявляется оригинал российского паспорта владельца. Если собственник не обращается, потребуется документ, подтверждающий права представителя, это может быть доверенность, документ об установлении опекунства и т.д.
- Согласие на обработку персональных данных.
При изменении имени собственника, для получения нового документа, в дополнение к ранее перечисленному свидетельству:
- Изменение имени,
- Свадьба
- Развод,
- Принятие,
- Установление отцовства.
В случае заявления наследника дополнительно потребуются:
- Свидетельство о смерти владельца
- Свидетельство об открытии наследственного дела, либо копия завещания умершего собственника,
- Документ, подтверждающий родство с умершим (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, свидетельство об усыновлении и др.),
- Нотариальный запрос.
Если собственников несколько, любой из них может запросить копию договора. Согласие каждого не требуется.
Стоимость и сроки изготовления копии
Скорость получения копии, и ее стоимость, напрямую зависят от того, куда будет подаваться заявление. При обращении в местную администрацию максимальный срок составит один месяц. Это стандартное время ожидания ответа на любой запрос в государственные органы.
Конечно, это не быстро, зато копия будет совершенно бесплатной. На таких же условиях услуга предоставляется в МФЦ. Это бесплатно, но придется подождать месяц. После получения документов заявителю будет выдана расписка об их принятии с указанием срока доработки результата. Если копия будет выдана раньше, заявитель будет проинформирован по СМС.
Внимание! Услуги МФЦ бесплатны. В случае истребования каких-либо средств за услугу или ускорение оказания услуги является незаконным.
При обращении в БТИ придется платить по установленному в регионе тарифу. Однако период рассмотрения будет намного короче. Это займет максимум пару недель. Если учреждение не слишком загружено, то получить свой дубликат можно уже через неделю.
Основания для отказа
Причин для отказа не так много. На самом деле они имеют только техническую массу:
- Заявление подано неуполномоченным лицом, то есть не самим собственником, его представителем или наследником.
- Документы собраны не в полном объеме.
- Представленные документы имеют дефекты, делающие их нечитаемыми, недостоверными, содержат помарки или следы исправлений.
- Заявка заполнена неправильно или не полностью.
- Представлены документы, которые являются поддельными или содержат ложную информацию.
Некоторые проблемы можно решить на месте, например, повторно заполнив анкету, а другие предполагают обращение в компетентные органы за новыми документами.