Организация учебного процесса
Школы давно перестали руководствоваться только нормами морали и нравственности. В 2012 году был принят Закон «Об образовании», закрепивший правила поведения учащихся и преподавателей, а также способы организации учебного процесса. На основании этого закона школы стали издавать свои уставы, в которых фиксировались правила учебного процесса.
Проблема использования гаджетов обострилась только в середине 2000-х. В то время ученики только начали приносить свои мобильные телефоны в школу. Это вызвало волну возмущения со стороны учителей. При этом дети и родители задавались вопросом, имеет ли право учитель забирать телефон ученика.
Обязанности учителя
Учитель имеет ряд общих обязанностей. Первая и важнейшая функция педагога – качественное осуществление образовательного процесса. Процедура образования включает в себя обучение и воспитание - два взаимосвязанных направления. Педагог не сможет качественно организовать ни тот, ни другой процесс без уважительного отношения к каждому ребенку. Именно проявление уважения, этики и терпимости является второй обязанностью учителя.
Учитель должен подавать пример своим детям. Этот безумно банальный тезис до сих пор не осмыслен многими работниками сферы образования. Большинство педагогов отдают приоритет авторитаризму и запугиванию. Вместо поучительного разговора о неуместности телефонов в классе учителя прибегают к спорам и конфликтам. Вот мы и подошли к ключевому вопросу статьи: имеет ли право учитель отобрать телефон у ученика?
Учитель, ребенок и телефон
Работа учителя предполагает огромное количество обязанностей. Однако ничтожно малая заработная плата и, как следствие, низкая профессиональная мотивация нередко делают учителей нерадивыми и нерадивыми работниками. Часто учитель ничем не отличается от своих собственных учеников. Он груб, ленив и раздражителен без причины. Детские телефоны – отличный повод для конфликтов. В порыве гнева учитель может выбросить или даже сломать устройство. С такими случаями все понятно: работник школы ведет себя непрофессионально и умышленно портит имущество третьих лиц. Но как насчет снятия? Имеет ли право учитель брать телефон? Ответ юристов однозначен: нет, работники школы, колледжа или вуза не имеют такого права.
Каждое лицо имеет три права собственности: владение, пользование и распоряжение. Ни одно из этих прав не может быть ограничено иначе как по решению суда. Если учитель берет телефон ученика, то это явное нарушение прав. Норма в уставе школы о запрете использования прямо противоречит Конституции и Гражданскому кодексу. Но как вести себя учителю, если вместо того, чтобы впитывать знания, дети полностью отдаются миру игр и Интернета? Давайте разберемся.
Что позволено учителю?
Справедливости ради следует отметить, что у учителя не так много прав. Приоритет в образовательном процессе отдается детям, хотя они этого и не замечают. Учитель часто превышает свои полномочия. На примере ситуации с телефоном это нетрудно проследить.
Несложно представить ситуацию: учитель в течение получаса пытается объяснить материал детям, которым плевать на учебу. Они все были в своих телефонах. Что сделает в этом случае хороший, образованный работник? Он применит все свои умения и побеседует с детьми: повысит их учебную мотивацию, расскажет о разрушительном влиянии «пустой» информации и, наконец, поделится собственным опытом избавления от вредных привычек. Однако организовать такой разговор очень сложно. Гораздо проще изъять телефоны и лишний раз накормить студентов ненавистью к себе.
Есть и второй, чуть более простой вариант правовой борьбы с «телефонной зависимостью». Стоит организовать родительское собрание. Преподаватель сообщает о проблеме законным представителям своих учеников и просит принять меры. Поднимается вопрос, имеет ли право учитель изымать телефоны учеников, которые, по сути, являются собственностью родителей. В результате, добросовестный родитель сам не разрешает своему ребенку ходить в школу с гаджетами.
Права обучающихся в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь
Имеет ли право учитель взять трубку ученика в любой другой стране постсоветского пространства, кроме России? Если конституция или любой другой закон регулирует право собственности, то такой возможности у учителя нет. Уставы школ не дополняют права учителей: это локальные акты, которые не должны противоречить федеральным нормам и статьям.
Учитель не имеет права брать трубку. Разобравшись с этим, следует обратить внимание на учеников. Какие права у них есть? Здесь нужно обратиться к Конвенции о правах ребенка 1989 года. Документ закрепляет право на жизнь и здоровье, образование, защиту от насилия и угроз. Не секрет, что некоторые учителя перебарщивают. В то же время поведение ребенка не оправдывает нарушений со стороны педагога. Учителя часто оказывают давление на детей, угрожают им или даже применяют силу. В данном случае оно того не стоит. Вам нужно обратиться за помощью как можно скорее.
Решение конфликта
Вернемся к ситуации с электронными устройствами. Что делать, если воспитатель забрал телефон у ребенка и не хочет отдавать? Во-первых, ученик должен связаться с родителями. Необходимо во всех подробностях рассказать о том, что произошло. Вместе с ребенком родители идут к директору школы, где заявляют о мирном разрешении конфликта.
Если директору наплевать на родителей, то стоит обратиться в муниципалитет или в отдел образования. Жалоба будет подана на конкретного учителя. В течение месяца школа должна отреагировать на жалобу и принять мотивированное решение.
Источник