Подготовка к мерам борьбы
Государственные закупки — это процесс, имеющий значительную степень открытости благодаря информационным системам. Клиенты должны быть готовы к возможным контрольным действиям. Чтобы понять, как подготовиться к проверке закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ прокуратурой, и выработать эффективную стратегию подготовительных мероприятий, заказчикам необходимо рассмотреть, на что чаще всего обращают внимание прокуроры.
При проведении проверок работы в государственном заказе прокуроры руководствуются Приказом Генеральной прокуратуры № 6 от 14 января 2021 года об организации прокурорского надзора за закупочной деятельностью и методическими рекомендациями, утвержденными Письмом Генерального прокурора Управление № 7-16-2019 от 01.01.2019. В пункте 3 методических указаний перечислено, на какие аспекты деятельности заказчиков должны обращать пристальное внимание проверяющие, приводится статистика из практики.
Предметом оценки являются:
- Правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих процесс закупки;
- Действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принятых решений;
- Контроль заказчика за исполнением договора поставщиком, подрядчиком или подрядчиком - непринятие мер в отношении контрагента, нарушающего условия договора, недопустимо.
Согласно Приказа Генпрокуратуры № 6 требуются инспекторы от субъектов Российской Федерации, военные и специализированные прокуроры, прокуроры комплекса Байконур (п. 2 приказа № 6 от 14.01.202):
- Контролировать исполнение законодательства в сфере закупок в рамках национальных проектов, государственных программ, государственного оборонного заказа.
- Усилить надзор за законностью правовых актов в сфере закупок, в том числе посредством антикоррупционной экспертизы.
- Проверять законность закупок в ходе проверок соблюдения бюджета.
- Обеспечить эффективный контроль за исполнением законодательства при размещении в ЕИС обязательных сведений, формировании аукционной и конкурсной документации, определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении государственных контрактов и дополнительных соглашений к ним.
- Прекратить приобретение товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.
- Установление схем сотрудничества для реализации государственных контрактов.
- Выявить среди контрагентов организации, не имеющие необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для выполнения своих условий, фирмы-однодневки и номинальные фирмы-посредники, аффилированные с заказчиком физических и юридических лиц. Для этого необходимо взаимодействие с органами Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, Минфина, МВД и ФСБ.
- Принимать комплексные меры реагирования на факты несоблюдения заказчиками национального режима, заключения договоров между субъектами хозяйствования, ограничивающих конкуренцию, незаконных закупок у поставщика, завышения цен и неправомерного изменения условий государственных контрактов, поставки низкокачественной продукции. - качественная продукция (товары, работы, услуги), нарушения сроков исполнения договоров и иных предусмотренных ими обязательств, неисполнение заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
- Внимательно проверяйте реальность исполнения заключенных и оплаченных госконтрактов.
- Обратите внимание на исполнение законов, регулирующих использование типовых договоров, типовых условий договоров и закупок на сумму свыше 1 млрд руб.
- Проверять соблюдение прав на своевременную оплату заказчиками обязательств по госконтрактам, держать вопросы погашения задолженности перед ними на личном контроле.
- Незамедлительно рассмотреть вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях за несоблюдение срока и порядка уплаты.
- Обеспечить соблюдение прав субъектов МСП, в том числе в части их СПП и сниженных сроков оплаты за выполненные обязательства по договору.
- Акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и иных преступных действий с использованием различных незаконных схем.
- Обращаться в суд с исками и заявлениями, направленными на устранение нарушений в сфере закупок и привлечение виновных к ответственности, в том числе в рамках расследования уголовных дел.
По правилам при проведении плановой проверки в рамках Закона 44-ФЗ проверяются закупки заказчика за определенный период. Контроллеры выглядят:
- Правильность оценки соответствия заявок требованиям документации о закупке;
- Законность допусков и недопусков участников;
- Порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок;
- Правильность и своевременность оформления протоколов;
- Соответствие действий комиссии заказчика правилам, которые установлены в положении о закупке проверяемого лица.
Методические рекомендации указывают на необходимость обратить внимание на такие нарушения, как:
- Неправильное исполнение положений, связанных с закупками в организации, в том числе, например, положений о службе по контракту, порядке формирования и ведения графиков или приказов о назначении должностных лиц;
- Ошибки в планировании, нарушения в регулировании в сфере закупок, прокуратура обращает внимание на обоснованность тех или иных закупок, расчет и обоснование НМКК, ошибки в ее определении, завышение цен;
- Нарушение сроков публикации закупочной документации на всех этапах закупки;
- Необоснованное заключение договоров с единственным поставщиком без проведения конкурсной процедуры;
- Дробление договоров, когда вместо одного крупного договора, требующего масштабной конкурентной процедуры, заключается несколько мелких договоров;
- Заключение договоров на условиях, не соответствующих закупочной документации;
- Рассмотрение заявлений, подлежащих отклонению;
- Нарушения при согласовании закупочной документации;
- Нарушение сроков публикации информации о закупках в ЕИС;
- Отсутствие в договорах указаний на ответственность поставщика, подрядчика и исполнителя за нарушения условий договора или неприменение установленных санкций в случае фактического нарушения;
- Незаконное изменение условий договора;
- Нарушения, связанные с банковским сопровождением договоров;
- Оплата невыполненных работ, недопоставленных услуг, недопоставленных товаров, завышение объема товаров, работ или услуг в приемо-сдаточной документации по сравнению с фактическим выполнением;
- Конфликт интересов между заказчиком и участниками.
Проведение контрольных мероприятий
Прокурорская проверка проводится, если в органы поступила информация о возможном правонарушении со стороны заказчика, и установить ее достоверность или ложность невозможно без проведения контрольного мероприятия.
В Федеральном законе о прокуратуре описана программа проведения проверки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, она состоит из следующих этапов:
- Принятие решения о проведении контрольного мероприятия прокурором или его заместителем. Решение оформляется документально и содержит информацию о сроках, предмете и цели мероприятия. Решение сообщается проверяемому не позднее дня начала события.
- Проверяемая организация в соответствии с запросом прокурора составляет отзыв в прокуратуру по акту проведения проверки по 44-ФЗ и направляет необходимые документы контролерам. Для прокуратуры обязательным является Приказ Генпрокуратуры № 450 от 29 декабря 2011 года, и проверяющие требуют, чтобы документы были составлены на основании этой инструкции.
- Инспекторы анализируют полученные документы, при необходимости вызывают для объяснений; если в ходе одной проверки по заявленному предмету выявляется возможность иных нарушений, то назначается новая проверка.
- По результатам рассмотрения всех поступивших сведений прокурор устанавливает наличие или отсутствие правонарушения и оформляет итоговый документ: выносит акт проверки или применяет меры прокурорского реагирования. Например, в случае установления факта нарушения договора поставки прокуратура выносит представление, в котором обязана обязать заказчика принять меры по устранению нарушения, рассмотреть возможность привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности. А как написать, что при проверке исполнения договоров нарушений не выявлено - составляется и пишется акт: при проверке соблюдения заказчиком требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушений не выявлено. Прокурор составляет акт в течение 10 дней после окончания контрольных мероприятий и направляет копию руководителю заказчика.
- Если выявлены несоответствия, то проверяемое лицо получает представление или постановление о нарушениях и устраняет их.
Генпрокуратура также определила период проведения проверочных мероприятий:
- Базовый период составляет 30 дней;
- Если месяца недостаточно, то проверка обоснованно продлевается еще на 30 дней;
- Только Генеральная прокуратура имеет право повторно продлить проверку еще на 30 дней;
- Указанные сроки приостанавливаются, если требуются комплексные мероприятия или обследования, проверяемое лицо препятствует проведению проверки или не представляет требуемые документы.
Для чтения вам потребуется доступ к системе: ПОЛУЧИТЬ.
Оформление результатов контроля
То, как прокурор подводит итоги проведенной проверки, зависит от того, были ли выявлены нарушения в действиях проверяемого лица. Если нарушений не обнаружено, то в течение 10 дней после окончания проверки прокурор составляет акт и направляет его проверяемому лицу – это правило установлено ч. 14 ст. 21 Закона о прокуратуре.
Если прокуратурой установлены нарушения в сфере закупок, то применяются меры прокурорского реагирования, перечень которых установлен ст. 23-25.1 того же закона:
- Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которым в зависимости от состава правонарушения занимается уполномоченный орган, например, УФАС. Закон о прокуратуре устанавливает, наказывает ли прокуратура за нарушение 44-ФЗ - нет, прокурор возбуждает дела об административном правонарушении или требует их возбуждения, но он не вправе самостоятельно принимать решение о наказании.
- Протест против правового акта, противоречащего закону. Проверяемый обязан рассмотреть протест в течение 10 дней и либо принять меры по приведению акта в соответствие с законом, например, путем внесения в него изменений, либо направить мотивированное возражение.
- Предупреждение о недопустимости нарушения закона является мерой пресечения; с помощью такого предупреждения прокурор предотвращает преступление, которого еще не было.
- Представление об устранении нарушений законодательства о закупках является документом, которым прокурор обязывает проверяемого устранить уже допущенные нарушения. У заказчика есть месяц на выполнение требуемых мероприятий, после чего он обязан направить в прокуратуру ответ о представлении об устранении нарушений по 44-ФЗ или 223-ФЗ и отчитаться о выполнении предписания.
Обжалование результатов
Любой документ, составленный по результатам прокурорской проверки, проверяемое лицо вправе обжаловать в административном порядке - в вышестоящую прокуратуру или в суд.
Жалоба на выданный прокурором документ содержит следующие сведения:
- Имя адресата;
- ФИО заявителя - проверяемого лица;
- Сведения о проведенной проверке: когда и кем она проводилась, каковы ее предмет и цель, реквизиты решения о ее назначении;
- Обоснование, почему заявитель считает итоговый документ проверки незаконным, какие права и интересы заявителя нарушены проверяющими;
- Просьба отменить заказ.
Если прокурор в результате проверки возбудил дело об административном правонарушении и передал его в суд, а судья вынес решение в отношении проверяемого лица, то оно подлежит обжалованию в апелляционном порядке в суд следующего инстанции в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства.