Кто проверяет качество товара
Продавец. Если проверка товара на качество предусмотрена законодательством или условиями договора купли-продажи, то качество и безопасность товара должны быть проверены продавцом. Он делает это путем осмотра, тестирования, анализа и так далее. В этом случае продавец должен предоставить покупателю доказательства его проверки.
Контроль качества могут осуществлять уполномоченные представители продавца (изготовителя), в частности работники магазина, в котором приобретается товар.
Покупатель. При приобретении товара покупатель имеет право самостоятельно или с помощью продавца осмотреть товар. Ему надо дать такую возможность. В частности, в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, места реализации экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных должны быть оборудованы таким образом, чтобы покупатель мог проверить качество приобретаемого товара.
Если покупатель обнаружил недостатки в товаре, то он может обратиться к продавцу или производителю по поводу качества купленного товара. В этом случае продавец (изготовитель) обязан принять от потребителя товар ненадлежащего качества и при необходимости проверить его качество. В зависимости от требований, заявленных потребителем, срок такой проверки может составлять от 10 до 45 дней.
При этом покупатель должен быть проинформирован о времени и месте такой проверки, так как он имеет право участвовать в ней.
Для некоторых видов товаров идентификацией и подтверждением дефектов занимаются специализированные организации, например авторизованные сервисные центры, сотрудники которых обладают необходимыми навыками, квалификацией и оборудованием для полного осмотра товара. Для этого проводится исследование товара по методикам, согласованным с производителем товара.
Чаще всего это относится к технически сложным товарам.
Общественные объединения потребителей. Такие ассоциации (их ассоциации, союзы), помимо обычного контроля качества, могут проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров. Для этих целей в их штате есть специалисты.
Роспотребнадзор. Является уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей и федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (надзор). Таким образом, указанный орган проверяет качество товара в рамках проверки в отношении продавца (изготовителя), а также контрольной закупки. Понятно, что этот орган работает по своему плану. Но в случаях обращения граждан организует проверку, экспертизу качества, привлекает к ответственности продавцов и производителей.
Как проверяется качество товара?
Для каждого товара порядок контроля качества либо устанавливается (нормативные акты, иные документы или договор купли-продажи), либо не устанавливается. Если порядок проверки не установлен, то он осуществляется в соответствии с обычаями делового оборота или иными общеприменимыми условиями проверки товаров, подлежащих передаче по договору купли-продажи.
Основной смысл контроля качества заключается в том, что в ходе такой проверки выявляются ситуации, при которых качество товара действительно не соответствует действительности. Также в ходе проверки выявляются и устраняются трудности, возникающие у покупателя при использовании товара, в том числе возникшие из-за того, что он либо не ознакомился с правилами пользования или эксплуатации товара, либо неправильно их применяет. правила.
В ходе контроля качества товара его соответствие оценивается:
- Требования, установленные законодательством;
- Условия договора купли-продажи;
- Обычные требования к данному виду товаров;
- Цели, для которых обычно используются товары такого рода, а также цели, указанные потребителем при приобретении товаров;
- Образец и (или) описание при покупке товара по образцу и (или) описанию.
Сам контроль качества осуществляется следующими способами:
- Путем осмотра товара (в частности, путем осмотра, вскрытия корпуса и т.п.);
- Проанализировав внешний вид и состав товара на соответствие заявленным свойствам;
- Проверив товар согласно инструкции по эксплуатации.
Что такое экспертиза качества товара
Проверка качества товара может включать в себя такой этап, как экспертиза. Экспертиза – это дополнительная проверка качества товара (помимо проверки, производимой продавцом), в ходе которой привлекаются квалифицированные специалисты, применяются научные методы исследования. Чаще всего экспертиза назначается в случае возникновения спора между покупателем и продавцом о причинах возникновения недостатков товара. По результатам осмотра составляется заключение или акт освидетельствования. Именно эти особенности отличают экспертизу товара от обычной проверки его качества.
В любом случае, если речь идет об экспертизе, продавец (изготовитель) обязан провести ее за свой счет. При этом покупатель должен быть проинформирован о времени и месте проведения экспертизы, так как он вправе присутствовать при ее проведении.
Если при проведении экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли по обстоятельствам, за которые продавец (изготовитель) не несет ответственности, то покупатель должен будет возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также как расходы, связанные с его реализацией по хранению и транспортировке товаров.