Общие сведения об уровнях высшего образования
Все основные нормы, касающиеся образования, и, в частности, высшего образования, установлены законом «Об образовании в Российской Федерации».
В этом же законе закреплена общая цель высшего образования, направленная на интеллектуальное, нравственное и профессиональное развитие личности, а также подготовку высококвалифицированных кадров во всех основных сферах деятельности, имеющих общественную полезность. Эти сферы, непосредственно связанные с целью, не определены в законе единым перечнем. Да в этом, пожалуй, и нет необходимости, так как состав этих областей со временем меняется, одни области устаревают, другие появляются впервые.
В Российской Федерации установлены следующие уровни высшего образования:
- Степень бакалавра (подтверждается дипломом бакалавра);
- Специальность (подтверждается дипломом специалиста);
- Магистратура (подтверждается степенью магистра);
- Подготовка кадров высшей квалификации (подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), резидентуры, ассистентуры-интернатуры).
Рассмотрим эти уровни подробнее.
Степень бакалавра
Граждане получают высшее образование по программам бакалавриата в вузах, перешедших на болонскую (двухуровневую) систему образования. На обучение в бакалавриате принимаются лица со средним общим образованием. Как правило, допуск к обучению осуществляется по результатам государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Студент, завершивший обучение на этом уровне и получивший степень бакалавра, имеет право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
Специальность
Специалист является обычным уровнем высшего образования в Российской Федерации и до относительно недавнего времени был практически единственным уровнем высшего образования. Обучение по программам специалиста ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному студентами направлению. Однако в настоящее время, когда многие вузы перешли на двухуровневую болонскую систему образования, этот уровень образования находится как бы между бакалавриатом и магистром. Но оставался уровнем полноценного высшего образования.
Требования к поступающим на программы магистратуры в целом аналогичны требованиям для поступления на программы бакалавриата.
Степень магистра
Магистратура является второй ступенью Болонской системы образования и позволяет углубить знания, полученные в процессе обучения как по программам бакалавриата, так и по программам специалитета. К освоению магистерских программ допускаются лица с высшим образованием любого уровня (бакалавриат или специалист). Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний.
Подготовка высококвалифицированных кадров
Подготовка таких кадров осуществляется по результатам освоения программ ординатуры, ассистента-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно ординатуры, ассистента-стажировки).
Что касается аспирантуры и адъюнктуры, то с 2022/23 учебного года прекращается прием и обучение в аспирантуре (факультативе) в соответствии с государственными образовательными стандартами. При этом лица, принятые на обучение и освоение указанных образовательных программ, могут продолжать обучение до истечения нормативных сроков освоения таких программ.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), выдается заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук установленным критериям и сертификат окончание аспирантуры (адъюнктуры).
К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации допускаются лица с высшим образованием (специалист или магистр). К освоению программ ординатуры допускаются лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием. Лица с высшим образованием в области искусства допускаются к освоению программ ассистента-стажировки. Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний.
Порядок приема на специалитет и бакалавриат
В отличие от магистратуры, на программы бакалавриата и специалитета принимаются граждане со средним образованием.
В целом в российской образовательной системе используется иерархический принцип, согласно которому образование на более высоком уровне (высшем уровне) возможно только после прохождения всех предыдущих уровней. А поскольку программы бакалавриата и специалитета являются начальным уровнем высшего образования, они доступны для граждан со средним общим образованием. Магистерские программы доступны для лиц с образованием на уровне бакалавра или специалиста, а программы последипломного образования (адъюнктура, резидентура, ассистентура-стажировка) - для лиц с образованием на уровне магистра или специалиста.
Закон об образовании устанавливает общие правила приема на программы высшего образования. Здесь действует принцип автономии, выражающийся в раздельном приеме на обучение (бакалавриат, специалист и др.), а также в праве организации образования самостоятельно устанавливать содержание вступительных испытаний для лиц, желающих обучаться в магистратура, аспирантура (адъюнктура), резидентура и ассистентурная практика. Такие испытания чаще всего регламентируются правилами приема, которые утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации и подлежат ежегодному переутверждению и публикации (в том числе на сайте образовательной организации).
Так, по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры прием на обучение на первый курс осуществляется в пределах контрольных показателей приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.
В составе контрольных цифр выделяют:
- Квота приема на бюджетное обучение по программам бакалавриата, программам специалитета для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов в связи с воинскими увечьями или заболеваниями, полученными во время прохождения военной службы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также другие лица. Специальная квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее 10% от объема контрольных показателей по каждому набору условий приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета;
- Квота приема на целевое обучение.
Допуск к обучению осуществляется:
1) по программам бакалавриата и специалитета:
- На базе среднего общего образования - на основании результатов ЕГЭ, оцениваемых по стобалльной шкале, которые признаются результатами вступительных испытаний, и (или) на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом независимо;
- На базе среднего профессионального или высшего образования - по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются вузом;
2) для программ магистратуры - по результатам вступительных испытаний, установление перечня и реализация которых осуществляется вузом самостоятельно.
Отдельно отметим, что абитуриенты программ высшего образования имеют право предоставлять информацию о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются университетом.
При этом результаты индивидуальных достижений поступающих учитываются путем начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) как преимущество при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.
При поступлении на программы бакалавриата и специалитета университет может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения:
- Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, Европы, лица, занявшего первое место на чемпионате мира, Европы, наличие золотого знака отличия «Готов». по труду и обороне» (ГТО) и справку к нему установленного образца;
- Наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, либо аттестата о среднем (полном) общем образовании у награжденных золотой медалью, либо аттестата о среднем (полном) общем образовании у награжденных серебряной медалью;
- Диплом о среднем профессиональном образовании с отличием;
- Осуществление волонтерской деятельности;
- Участие и (или) результаты участия абитуриентов в олимпиадах и других интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;
- Оценка, выставляемая вузом по результатам проверки итогового сочинения, является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;
- Претенденты имеют статус победителя чемпионата «Абилимпикс» по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
При поступлении на программы бакалавриата и специалитета абитуриенту может быть начислено в сумме не более 10 баллов за индивидуальные достижения.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении на обучение по программам бакалавриата, специалитета в случае равного количества конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.
Правила проведения вступительных испытаний
По общему правилу вступительные испытания на программы бакалавриата и специалитета не устанавливаются, так как студенты поступают по результатам ЕГЭ (за исключением иностранных граждан - они ЕГЭ не сдают). Единый государственный экзамен является обязательным этапом, завершающим процесс получения среднего общего образования. Его результаты действительны для поступления в университет в течение четырех лет, следующих за годом сдачи экзамена.
Еще одно исключение предусмотрено для лиц, уже имеющих среднее профессиональное или высшее образование: такие абитуриенты также не сдают ЕГЭ перед поступлением.
Высшее образовательное учреждение или его учредитель вправе устанавливать минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, необходимое для поступления на соответствующие программы бакалавриата или специалитета.
На практике в большинстве случаев этот пороговый уровень устанавливается самими вузами, но бывают и исключения, связанные с ведомственной принадлежностью вузов. Так, например, минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым осуществляется прием в организациях образования, подведомственных Минздраву, Минтрансу, Минтрансу Могут быть созданы правосудие, Генеральная прокуратура и т.д.
Для вузов и их учредителей законом об образовании установлен предел минимального значения «проходных баллов», необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Данные ограничения закреплены в Приказе Рособрнадзора от 26 июня 2019 г. N 876 и составляют, в частности:
- По русскому языку - 36 баллов;
- По математике на профильном уровне – 27 баллов;
- По физике - 36 баллов;
- По химии – 36 баллов;
- По информатике и информационно-коммуникационным технологиям – 40 баллов;
- По биологии - 36 баллов;
- По истории - 32 балла;
- По обществознанию – 42 балла;
- По литературе - 32 балла и т.д.
Однако университетам была предоставлена определенная степень автономии в регулировании приема, которая выражается в следующем:
- Вузы вправе проводить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности по предметам, по которым ЕГЭ не проводится, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса;
- Вузы имеют право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при поступлении на программы бакалавриата и специалитета. При этом два вуза - МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета - предоставлено право самостоятельно определять направления подготовки, по которым проводятся дополнительные вступительные испытания;
- Дополнительные вступительные испытания могут быть установлены высшими учебными заведениями, обучение в которых связано с работой со сведениями, составляющими государственную тайну.
Перечень категорий таких граждан является исчерпывающим и не может быть расширен в нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Однако есть одно исключение для поступающих на военно-профессиональные образовательные программы и образовательные программы, освоение которых связано с работой с государственными секретами. Поскольку образовательную деятельность по таким программам осуществляют ведомственные образовательные организации, соответствующая категория абитуриентов определяется уполномоченными государственными органами (ФСБ, Генпрокуратура и др.).
Специальные права на регистрацию могут быть предоставлены только один раз.
Что это за права? Это следующие виды прав:
- Право поступления без вступительных испытаний;
- Право поступления на обучение в пределах установленной квоты;
- Право поступления на подготовительные отделения федеральных государственных университетов для обучения за счет средств федерального бюджета;
- Преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение при условии успешной сдачи вступительных испытаний;
- Право быть приравненным к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по определенному предмету, либо к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.
Для каждого вида специальных прав законом определены категории лиц, которым может быть предоставлено такое право. Общее правило состоит в том, что этим лицам предоставляются привилегии либо в силу исключительных успехов в какой-либо общественно значимой области, либо в силу особой социальной незащищенности.