Этапы обучения
Последипломное образование преследует две основные цели.
Во-первых, это приобретение серьезных знаний, навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности.
Во-вторых, это подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
В рамках программы аспирантуры образовательное учреждение обеспечивает проведение учебных занятий, практик, самостоятельную научно-исследовательскую работу аспиранта, а также контроль качества освоения программы.
В 2021/22 учебном году прием и обучение в аспирантуре осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или образовательными стандартами. При этом аспиранты, принятые на обучение на данных условиях, продолжают обучение до истечения сроков освоения выбранных образовательных программ.
Прием и обучение в аспирантуре в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами прекращается с 2022/23 учебного года.
В данной статье рассматривается порядок обучения в аспирантуре в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами.
Учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает программу последипломного образования. Как правило, такая программа представляет собой комплект документов, включающий, в частности, общее описание программы, учебный план, учебный календарь, рабочие программы дисциплин (модулей), практики, средства оценивания и методические материалы.
При этом, если образовательная организация имеет государственную аккредитацию образовательной деятельности по аспирантуре, то она разрабатывает и утверждает аспирантуру в соответствии с ФГОС, а в случаях, предусмотренных законодательством, в соответствии с образовательными стандартами. утверждаются учебным заведением самостоятельно.
В настоящее время программа последипломного образования состоит из двух частей – базовой и факультативной.
В базовую часть входят:
- Дисциплины (модули), установленные образовательными стандартами (для программ, реализуемых в соответствии с ФГОС - «Иностранный язык» и «История и философия науки»);
- Итоговая аттестация.
В переменную часть входят:
- Дисциплины (модули) и практики, установленные образовательным учреждением;
- Поисковая работа;
- Обязательные и факультативные дисциплины (модули), предоставляемые аспиранту на выбор;
- Специализированные адаптационные дисциплины (модули) - для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о программе аспирантуры размещена на официальном сайте учебного заведения.
Учебный процесс в аспирантуре делится на учебные годы (курсы), которые в очной форме обучения начинаются с 1 сентября. Вуз может отсрочить начало очного учебного года не более чем на два месяца.
Для заочной и заочной форм обучения, а также для сочетания различных форм обучения начало учебного года устанавливается самим вузом.
В каждом учебном году для каждого аспиранта предусмотрены каникулы общей продолжительностью не менее 6 недель.
Выбор темы работы
Аспирант может выбрать тему научно-исследовательской работы в рамках программы аспирантуры и основные направления научно-исследовательской деятельности университета.
Утверждение темы научно-исследовательской работы и назначение научного руководителя осуществляется распорядительным актом вуза не позднее трех месяцев после зачисления на обучение.
Так, например, в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации) научный руководитель, назначаемый обучающемуся, должен иметь ученую степень, осуществлять самостоятельную исследовательскую, творческую деятельность или участвовать в осуществлении такой деятельности для направленности обучения, иметь публикации по результатам указанных исследований, творческой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также апробировать результаты указанных исследований, творческой деятельности на республиканских и международных конференциях.
Учеба по плану
Для каждого аспиранта формируется индивидуальный учебный план. Идея плана заключается в организации обучения по индивидуальной программе последипломного образования и (или) графику обучения с учетом уровня подготовленности и тематики научно-исследовательской работы.
Аспирант обязан добросовестно осваивать аспирантуру и выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать занятия, готовиться к ним самостоятельно, а также выполнять задания в рамках аспирантуры.
Каков порядок защиты диссертации?
Выполнение индивидуального учебного плана контролируется научным руководителем.
Контроль качества освоения программы последипломного образования будет включать постоянный контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости осуществляется с целью оценки успеваемости освоения дисциплин (модулей) аспирантом и прохождения практик.
Целью промежуточных аттестаций является оценка промежуточных и итоговых результатов обучения по дисциплинам (модулям), стажировок, научно-исследовательской работы.
Правила, порядок и формы текущего контроля за аспирантурой и промежуточной аттестацией устанавливаются самим образовательным учреждением.
Решающий экзамен
Последипломное образование завершается итоговой аттестацией. При этом в вузах, имеющих государственную аккредитацию, такая аттестация называется государственной.
Аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися программы аспирантуры соответствующим требованиям образовательного стандарта.
Для государственной итоговой аттестации предусмотрены следующие формы:
- Государственный экзамен;
- Защита выпускной квалификационной работы;
- Научный отчет об основных результатах подготовленной диссертации.
Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются самим вузом. При проведении аттестации могут использоваться электронные формы, дистанционные технологии обучения и т.п.
Граждане, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ (диплом) об окончании аспирантуры, об образовании и квалификации.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, выдается заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук установленным критериям.
Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим неудовлетворительные результаты при итоговой аттестации, а также лицам, освоившим часть программы аспирантуры и (или) отчисленным из образовательного учреждения, выдается аттестат об обучении или периоде обучение по модели, самостоятельно установленной университетом.