Нюансы перевозки щебня
Как правило, основным критерием при выборе способа доставки и конкретного автомобиля является минимизация затрат в зависимости от дальности перевозки, экономия по стоимости доставки на километр (или расход топлива на 1 км) и ряд других факторы:
- Погодные условия, влияющие на скорость доставки;
- Грузоподъемность выбранного вида транспорта (для железнодорожных перевозок это тоннаж одного вагона, для автомобилей – сколько можно перевезти в одном самосвале);
- Время суток – ночные тарифы могут быть намного выше дневных тарифов;
- Состояние дорог (для автоперевозок) по выбранному маршруту;
- Сезонность (для каботажных перевозок).
В остальном перевозка щебня полностью подпадает под нормы, утвержденные для перевозки и хранения сыпучих грузов.
Какой транспорт лучше для перевозки
Щебень, как важный строительный материал, исходная порода которого добывается почти повсеместно, может транспортироваться всеми известными способами, кроме трубопроводного.
Перевозка щебня автомобильным транспортом
В связи с преобладанием участков по добыче гранита и других природных полезных ископаемых, являющихся сырьем для производства щебня, автомобильные перевозки являются одним из ключевых способов его доставки к месту назначения.
Перевозка щебня автомобильным транспортом – услуга, оказываемая на самом высоком уровне. Есть некоторые преимущества в доставке товаров таким способом.
Преимущества использования автомобильного транспорта:
- Высокая мобильность – материал может быть отгружен непосредственно на предприятии и доставлен прямо в пункт назначения без перевалки;
- Относительно доступная стоимость;
- Возможность поставок малотоннажными партиями.
Отсюда следует очевидный вывод, что для поставок в больших количествах или на дальние расстояния выгоднее выбирать железнодорожный транспорт, а по возможности и водный транспорт.
Для перевозки щебня используются самосвалы (в том числе и тонары, представляющие собой специализированные прицепы/полуприцепы для доставки различных грузов, в том числе сыпучих).
Транспортировка этого неметаллического материала не требует укрытия от непогоды, поэтому использование машин с закрытым кузовом не требуется. При выборе конкретной марки и модели следует учитывать как грузоподъемность грузовика, так и расходы на его транспортировку. Во многих случаях эти два критерия соотносятся – чем мощнее самосвал, тем больше он может перевезти, но при этом расход топлива будет заметно выше.
Тонары в этом плане несколько предпочтительнее - по сравнению с самосвалами и автопоездами они обладают повышенной маневренностью, более высокими скоростями движения в загруженном состоянии и могут перевозить до 30 тонн груза.
Перевозка щебня железнодорожным транспортом
В структуре грузооборота основных строительных материалов, в том числе щебня, наиболее существенную долю занимает железнодорожный транспорт, что неудивительно, ведь это самый надежный, дешевый и быстрый способ доставки грузов практически на любые расстояния.
Для перевозки щебня используются следующие типы вагонов:
- Думпкар — тип вагона грузоподъемностью до 180 тонн, предназначенный для перевозки сыпучих материалов, с наклоняемым при выгрузке кузовом и самоскладывающимися бортами. Наклон осуществляется пневматикой, возврат в исходное состояние либо той же пневматикой, либо полом собственным весом;
- Хоппер - железнодорожный вагон бункерного типа, как правило, трапециевидной формы со специальными люками внизу, обеспечивающими быструю и эффективную выгрузку сыпучих материалов;
- Полувагон - самый распространенный универсальный вид подвижного состава. Представляет собой прямоугольную коробку без крыши. Для перевозки сыпучих материалов используются полувагоны с люками в полу.
Железнодорожные перевозки щебня характеризуются рядом преимуществ:
- Возможность доставки практически неограниченных объемов материала;
- Минимизация риска потери груза;
- Доставка на любое расстояние;
- Высокая рентабельность (намного выше, чем у автоперевозок);
- Возможность перевозки в любое время года, вне зависимости от погодных условий.
Основным недостатком является необходимость перевалочного этапа, если хозяйственный объект не имеет железнодорожных подъездных путей.
Перевозка щебня водным транспортом
Доля каботажных перевозок невелика и продолжает снижаться. Это связано с рядом причин, среди которых рост автопарка и загруженности водных путей, а также их ограниченный радиус действия.
В большинстве случаев в качестве средства доставки используются грузовые баржи, как самоходные, так и буксируемые. Реже - сухогрузы с открытыми платформами или трюмом. Перевозка водным транспортом выгодна тем, что имеет наименьшую себестоимость, обратно пропорциональную протяженности пути (чем дальше - тем дешевле), возможность единовременной перевозки больших объемов угля любых сортов и фракций.
Этот вид транспорта сдерживается недостаточной пропускной способностью портов, сезонностью и ограничениями, связанными с выбором маршрута движения.
Для бизнеса водная перевозка щебня очень выгодна: это в два раза дешевле, чем использование железнодорожного транспорта, и в три раза дешевле, чем использование автомобильного транспорта.
С точки зрения расхода топлива соотношение еще более разительное — тепловоз будет расточительнее в 3,3 раза, а самосвал — более чем в 60 раз.
При этом грузоподъемность некоторых сухогрузов достигает 9000 тонн — это максимальное количество, которое можно перевезти по реке за один раз. Но тут надо учитывать и сопутствующие расходы (обязательная перевалка), и низкую скорость доставки, и возможные простои в порту назначения, и протяженность маршрута, который может быть в 1,5-2 раза больше, чем магистрали между одними и теми же конечными пунктами.
Организация безопасности дорожного движения
Перевозка сыпучих грузов, в том числе щебня, должна соответствовать общим правилам техники безопасности:
- Массовую загрузку контейнеров (вагона, кузова самосвала, прицепа) следует производить таким образом, чтобы исключить просыпание груза при транспортировке. При наличии такого риска (в основном перевозки автомобильным транспортом) щебень следует накрыть сверху брезентовым навесом;
- Машины для перевозки щебня должны иметь высокие борта, допускается использование специальных контейнеров для перевозки сыпучих грузов;
- Особое внимание следует уделить выполнению погрузочно-разгрузочных работ с соблюдением соответствующих требований безопасности.
Выполнение большинства этих требований ложится на плечи перевозчика.
Потери в пути
Для всех наливных грузов устанавливаются нормы естественной убыли при транспортировке и хранении.
Так, при перевозке щебня автомобильным транспортом естественные потери по нормам, утвержденным в 1978 г. и остающимся неизменными, составляют 1,3 % от исходной массы. Для железнодорожных перевозок норматив значительно ниже: 0,6%, если товар перевозится в контейнерах, и 1%, если нет.
При необходимости перевалки навалочных грузов мелких фракций или в измельченном состоянии норма естественной убыли составляет 30 % за каждую перегрузочную операцию (вагон-судно, вагон-вагон).
Превышение установленных норм может произойти по следующим причинам:
- Нарушение правил перевозки щебня (например, использование неисправного самосвала или грузовика с большим сроком службы);
- Отсутствие навесов или контейнеров;
- Несоблюдение оптимального скоростного режима;
- Плохое качество дорог;
- Неравномерная загрузка автомобиля.
Но чаще всего значительные расхождения веса фиксируются, если загружался влажный щебень: в таких случаях в конечной точке маршрута вес груза может уменьшиться на 3-5%.
Учитывать коэффициент уплотнения щебня нет смысла, так как он практически не влияет на весовые характеристики.
Отметим, что превышение нормативных показателей является проблемой для перевозчика, которому будет сложно доказать, что это естественная убыль. В большинстве случаев разницу доплачивает он, поэтому так важно придерживаться существующих правил перевозки сыпучих грузов.