Что такое административное правонарушение?
Административным правонарушением признаются действия или бездействие, повлекшие причинение вреда лицу, группе лиц, юридическому лицу или коллективу в целом. При этом вред может быть нанесен любому объекту: здоровью, имуществу, моральным устоям гражданина, экологической обстановке, общественному порядку. Существенным отличием административного правонарушения от более тяжкого преступления является то, что причиненные неудобства или ущерб не представляют общественной опасности и в целом не имеют столь негативной окраски. Однако бывают ситуации, когда из разряда административных дел они переходят в разряд уголовных в связи с открывшимися обстоятельствами или фактами.
Административное правонарушение представляет собой совокупность нескольких элементов, всесторонне и полно раскрывающих его сущность и содержание:
- Объектом являются общественные отношения, охраняемые действующим законодательством. Например, налоговые обязательства перед государством, правила дорожного движения или частная собственность.
- Субъектом является непосредственно лицо, совершившее деяние или проявившее опасную неосторожность и бездействие (хулиган, нарушитель ПДД).
- Объективная сторона представляет собой комплекс признаков, обозначающих правонарушение. Проще говоря, когда, где, с какой помощью и как было совершено действие или неосторожность.
- Субъективная сторона – это отношение нарушителя к поступку, его целям и мотиву. Оценивается по умыслу или в результате незнания были совершены те или иные действия.
Пример: Физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации в контролирующих органах. Объектом в данном случае является нарушение требований НК РФ, субъектом является гражданин, не зарегистрировавший свой бизнес в соответствии с действующим законодательством. Объективная сторона – отсутствие регистрации ИП в ФНС, субъективная сторона – умышленное нарушение законодательства с целью сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов.
Нередки случаи прекращения дела в связи с определенными обстоятельствами, о которых будет подробно сказано ниже. Основным документом, фиксирующим этот факт, является постановление. Его исполнение осуществляется уполномоченным лицом - судьей или коллегиальным органом, руководствуясь требованиями КоАП РФ.
Что указано в постановлении о прекращении производства по делу?
Как и всякий документ, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении должно соответствовать определенной форме и содержать ряд обязательных реквизитов:
- Данные уполномоченного лица, составившего решение (адрес, Ф.И.О., Ф.И.О.);
- Конкретная дата и адрес места рассмотрения дела;
- Данные о предмете рассматриваемого дела;
- Факты, установленные в ходе судебного разбирательства;
- Указание на норму закона, предусматривающую наказание за деяние или являющуюся основанием для прекращения производства по делу;
- Мотивированное решение по делу;
- Порядок и сроки обжалования решения.
Форма протокола закреплена в методических указаниях и носит рекомендательный характер, который в зависимости от нюансов конкретного случая может быть скорректирован.
Основания для прекращения производства по делу
Действующее законодательство предусматривает два основных варианта прекращения производства по делу - до направления его к рассмотрению или непосредственно по результатам рассмотрения дела. В зависимости от этого необходимо руководствоваться разными статьями КоАП.
Остановить рассмотрение
Статья 28.9 КоАП РФ определяет порядок вынесения постановления, а также указание на причины, являющиеся основанием для прекращения производства по делу. В частности ст. 24.5 настоящего Кодекса содержится перечень обстоятельств, выявление хотя бы одного из которых позволяет завершить процесс до его передачи в суд:
- Нет факта нарушения или события, подпадающего под описание деяния. Например, невменяемость человека, обстоятельства крайней необходимости, несовершеннолетие подозреваемого.
- Прекращение деятельности юридического лица или смерть лица, подозреваемого в совершении деяния.
- Правонарушение подлежит амнистии.
- Истечение срока исковой давности.
- Отмена нормы законодательства, определяющей данный вид правонарушения.
В случае выявления в ходе подготовки дела хотя бы одного из указанных обстоятельств составляется постановление о прекращении производства по делу, составленное уполномоченными лицами, которое вступает в законную силу со дня его подписания. Судья или коллегиальный орган в трехдневный срок направляет копию протокола субъекту административного правонарушения, а также всем заинтересованным лицам (наследникам в случае смерти подозреваемого, собственникам реорганизуемого предприятия). .
Остановиться после рассмотрения
Также возможно прекращение дела об административном правонарушении в процессе рассмотрения, что установлено ст. 29.9 КоАП РФ. Также указанные обстоятельства могут быть выявлены и применены уже в ходе непосредственного судебного разбирательства дела.
Составление постановления о прекращении производства по делу об адм. Правонарушение по результатам его рассмотрения возможно в следующих случаях:
- Обстоятельства, указанные в ст. 24.5 настоящего Кодекса.
- Правонарушение было признано незначительным.
- В составе деяния уполномоченным лицом выявлены признаки преступления и оно подпадает под действие норм уголовного закона.
- Особые обстоятельства определяются статьями 6.8, 6.9 и 14.32 КоАП РФ. Например, добровольная сдача наркотических веществ и наркотиков, приобретенных не для продажи.
Если правонарушение признано незначительным, то субъекту дела выносится устное предупреждение, а уполномоченное лицо составляет постановление и прекращает производство по делу.
Узнать больше о незначительности правонарушения
В исключительных случаях судья может освободить нарушителя, признав его деяние малозначительным. Что подпадает под это определение? Каждый случай признания действий малозначительными должен быть мотивирован, а ущерб от действия или бездействия считается минимальным и незначительным.
Важным нюансом является то, что понятие незначительности в НПА полностью отсутствует. Есть только некоторые пояснения, но ситуация такова, что каждый судья или уполномоченное лицо при определении глубины нарушения опирается исключительно на собственные убеждения и чувства. В связи с этим на практике на вынесение постановления часто влияют какие-либо факторы: возраст правонарушителя, обстоятельства его совершения, причины, побудившие лицо к совершению проступка, степень причиненного вреда, раскаяние виновного.
Обжалование постановления о прекращении производства по делу
Все стороны этого процесса, как виновный, так и потерпевший, могут обжаловать постановление о прекращении производства по делу. Для этого необходимо в течение 10 дней подать жалобу в соответствующий орган.
Вы можете обжаловать решение в вышестоящий орган, службу или суд. Получателю дается 10 дней на рассмотрение документа, после чего выносится вердикт об удовлетворении или отказе в удовлетворении данной поданной жалобы. После этого новый регламент вступает в силу и прекращает действие предыдущего.