Знаки приоритета
Маршрутные транспортные средства (МТС) и другие участники дорожного движения имеют равные права на дорогах общего пользования. Однако есть несколько исключений из этого правила, когда МТС имеют приоритет:
- Если для него выделена отдельная полоса движения;
- Регулярный транспорт отправляется от остановки;
- Трамвай с равнозначными правами на проезд всегда имеет приоритет, кроме ситуации выезда из депо.
Выделенные полосы для МТС обозначаются следующими знаками:
- 5.11;
- 5,14;
- 5.13.1 и 5.13.2.
Высадка и посадка пассажиров осуществляется в районе знака 5.16 (для троллейбуса или автобуса) и 5.17 (для трамвая). Согласно п. 18.3 ПДД РФ, при выезде с остановки рейсовых автобусов и троллейбусов проезжающие автомобили должны отдавать им приоритет. В свою очередь, водители общественного транспорта при выезде обязаны следить за тем, чтобы им уступили дорогу. У этого правила есть одно исключение: маршрутное транспортное средство обязательно должно начинать движение с остановки.
Если общественный транспорт только что проехал по ней, то приоритет при возвращении на полосу ему не отдается.
Транспортные средства запрещены
Обычный транспорт во время движения практически не ограничен запрещающими, ограничительными и предписывающими знаками. Знаки 3.1 «Въезд запрещен», 3.2 «Движение запрещено», 3.18.1 «Поворот направо запрещен» и 3.18.2 «Поворот налево запрещен», 3.19 «Разворот запрещен», 3.27 «Остановка запрещена» и многие другие не применяются. к МТС.
Такая позиция МТС обусловлена необходимостью быстрой доставки пассажиров в условиях городских пробок.
Для того, чтобы это положение работало, должны быть соблюдены два условия:
- Движение производится в деревне;
- Транспортное средство движется по установленному маршруту.
Если автобус или троллейбус отклоняется от маршрута, то в своих правах и обязанностях он равен остальным участникам движения. В такой ситуации МТС подлежит действию любых запрещающих, ограничительных или предписывающих знаков.
В некоторых случаях также запрещается движение маршрутных транспортных средств по маршруту. Например, знак 3.17.2 «Опасно» запрещает движение любого транспорта, в том числе маршрутного, в связи с аварией или иной угрожающей опасностью.
Полоса для маршрутных транспортных средств
Полоса для маршрутных транспортных средств – выделенная полоса, предназначенная для проезда общественного транспорта и закрытая для движения любых легковых и грузовых автомобилей.
По выделенной полосе имеет право двигаться не только рейсовый транспорт, но и:
- Школьные автобусы;
- Сборы;
- Велосипедисты, если выбранная полоса расположена справа от дороги;
- Специальный транспорт, определяемый органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Начало зоны действия полосы для маршрутных транспортных средств обозначается знаком 5.14, конец зоны действия приходится на перекресток или обозначается знаком 5.14.1. В случае продолжения полосы для МТС после перекрестка над ним снова должен быть установлен знак 5.14.
Также выбранный ряд можно обозначить дорожной разметкой с нарисованной буквой «А».
Вождение по полосе
Движение по полосе разрешено только маршрутным транспортным средствам, однако при определенных обстоятельствах допускается въезд на нее для маневров и обычных транспортных средств. Для этого разделительную линию между обычным и выделенным рядом нужно провести ломаной линией.
Особенности
Существует два основных типа выделенных полос для трафика МТС:
- Попутный – движение осуществляется в том же направлении, что и основной поток;
- Встречный – направление движения маршрутного транспорта противоположно потоку, движущемуся в соседних рядах.
В последнем случае выезд с полосы МТС приравнивается к движению по встречной полосе и грозит нарушителю лишением прав.
Повернуть
При повороте направо действуют два правила, связанные с возможностью или запретом въезда обычных транспортных средств на выделенную полосу.
- Если в районе перекрестка полоса для МТС отделена от соседней полосы пунктирной линией, то для поворота направо разрешается перестроиться в выделенную полосу, а затем совершить поворот.
- Если в зоне перекрестка выбранная полоса отделена от соседней сплошной линией разметки, то въезд на нее для поворота запрещен. При совершении маневра транспорт должен выйти на перекресток и повернуть направо, не перестраиваясь.
Отъезд и отъезд
Доступ к второстепенной дороге или прилегающей территории по выделенной полосе разрешается, но только в том случае, если она отделена от соседней дороги прерывистой линией дорожной разметки. Аналогичные правила действуют при выезде со второстепенной дороги или прилегающей территории.
Во время маневра водитель не должен мешать транспортным средствам, движущимся по выбранной полосе.
Обгон
Запрещается обгон или обгон транспортных средств, выезжающих на полосу МТС. Продвижение разрешено только для МТС, движущихся по выделенной полосе. При совершении упреждающего маневра нарушитель рискует быть оштрафованным на 1,5 тысячи рублей. (статья 12.17 КоАП).
Обгон с остановкой на встречной выделенной полосе грозит нарушителю штрафом в размере 5 тысяч рублей. или лишение прав.
Посадка и высадка пассажиров
Посадка или высадка пассажиров с остановкой в выделенном ряду допускается у правого края проезжей части. При выполнении маневра необходимо соблюдение нескольких условий:
- В процессе перестроения пересечения сплошной линии нет;
- Автомобиль не мешает транспортным средствам, движущимся по выделенной полосе;
- Автомобиль не находится в зоне остановочной разметки, а при ее отсутствии не должен находиться ближе 15 метров от соответствующего дорожного знака.
Тематические исследования
Наиболее частым случаем ДТП с участием маршрутного транспорта является наезд попутных автомобилей при отправлении автобуса (троллейбуса) с остановки. Пункт 18.3 предписывает водителю МТС менять полосу движения только тогда, когда он убежден, что ему предоставлено преимущество проезда. Однако в этом случае почти всегда виновен водитель легкового автомобиля, так как он не предоставил преимущественное право проезда маршрутному транспортному средству. Штраф за такое деяние составляет 500 рублей.
Довольно часто пренебрегают правилами и водители маршрутного транспорта. Например, водители автобусов, которые не находятся в рейсе, могут использовать выделенную полосу, чтобы избежать пробок. Общественный транспорт, не находящийся на маршруте, не имеет приоритетного права при движении по выделенной линии. В такой ситуации нарушителя следует оштрафовать в соответствии со ст. 12.17 КоАП РФ за 1,5 тыс. руб. (3 тысячи рублей - в Москве и Санкт-Петербурге).
Задать вопрос эксперту