Законодательство
Размер и вид ответственности за дорожно-транспортные происшествия, в которых принимают участие велосипедисты, автомобилисты или пешеходы, напрямую зависят от обстоятельств происшествия.
Нормы российского законодательства определяют не только основные положения такого ДТП, но и понятия тех лиц, которые принимают участие в этих ДТП.
В соответствии с нормами правил дорожного движения под велосипедистом понимается человек, управляющий велосипедом. Законодательством также определен участок дороги, по которому должен передвигаться такой тип водителя, – велосипедная дорожка. То есть это элемент дороги, конструктивно отделенный от тротуара и проезжей части, или отдельная дорога, обозначенная специальным информационным знаком.
В правилах дорожного движения есть такое понятие, как полоса для велосипедистов. Это полоса на проезжей части, которая предназначена для движения велосипедистов и мотоциклистов. От остальной части дороги этот участок ограничен специальной горизонтальной разметкой, а также информационным знаком.
Правила дорожного движения для велосипедистов
Несмотря на то, что для вождения велосипеда не нужно сдавать никаких экзаменов, каждый такой водитель все равно должен знать правила дорожного движения. При этом часть требований данного нормативного правового акта адресована именно велосипедистам и водителям мопедов. К сожалению, большинство велосипедистов игнорируют это положение закона, из-за чего такое пренебрежение часто заканчивается дорожно-транспортными происшествиями.
В соответствии с требованиями закона, движение велосипедиста, достигшего 14-летнего возраста, должно осуществляться только по велосипедной или велосипедной дорожке или отдельной полосе для данного вида транспортных средств.
Пункт 24.2 ПДД
Пункт 24.2 правил разрешает движение велосипедистов, достигших 14-летнего возраста, по правой стороне проезжей части. Такое отклонение от нормы возможно только в нескольких случаях:
Велосипедных и велосипедных дорожек, полос, предназначенных для движения данного вида транспортных средств, нет.
- Есть дорожки и отдельная выделенная полоса, но почему-то велосипедист не имеет возможности двигаться по ней.
- Ширина велосипеда, прицепа или груза, перевозимого данным транспортным средством, превышает 1 метр.
- Движение осуществляется сразу несколькими велосипедами, образуя колонну.
- Велосипедист сопровождает другого велосипедиста, возраст которого не превышает 7 лет.
- Велосипедист перевозит ребенка, возраст которого не превышает 7 лет. Для этого пассажир должен сесть на дополнительное место, в специальную велоколяску или прицеп.
Эта же статья правил предусматривает возможность движения по обочине в случаях, когда отсутствуют велодорожки или полосы движения, или если у велосипедиста нет возможности двигаться по ним.
Эта статья ПДД предусматривает ряд случаев, при которых велосипедист может двигаться по тротуарам. Он может это сделать в следующих случаях:
- Нет велосипедной дорожки или выделенной полосы.
- Если эти полосы или полосы есть, но у водителя по каким-то причинам нет возможности двигаться по ним.
- Движение по тротуару или обочине разрешено также в случаях, когда велосипедист сопровождает другого велосипедиста в возрасте до 7 лет, либо перевозит маленького пассажира на дополнительном месте при условии, что возраст такого ребенка также не превышает 7 лет.
Детское движение
Пункт 24.3 ПДД распространяется и на правила езды на велосипеде. В этой статье закреплено правило, согласно которому велосипедисты в возрасте от 7 до 14 лет должны ездить только по тротуарам, обочинам, пешеходным или велосипедным дорожкам, в пределах зон, предназначенных для пешеходного движения.
Пункт 24.4 устанавливает правило, согласно которому передвижение несовершеннолетних велосипедистов, возраст которых менее 7 лет, может осуществляться исключительно по тротуарам, велодорожкам или велодорожкам.
-->
Это быстро и бесплатно!
Пункт 24.5
Этот пункт ПДД определяет порядок движения данного вида транспортных средств по правому краю проезжей части. В случаях, когда такое движение обусловлено движением колонны велосипедистов, водители должны двигаться в один ряд.
Движение этих транспортных средств в два ряда допускается только в случаях, когда габаритная ширина велосипедов не превышает 75 сантиметров.
По правилам дорожного движения колонна велосипедистов должна быть разделена на группы, в каждой из которых должно быть по 10 велосипедов. Если участники колонны ходят в два ряда, группы состоят из 2 пар.
Для того чтобы другие участники дорожного движения, например, водители транспортных средств, имели возможность обгонять велосипеды, расстояние между формируемыми группами должно быть не менее 80 метров.
Пункт 24.6
Пункт 24.6 ПДД определяет движение велосипедистов по тротуарам и дорожкам, предназначенным для пешеходного движения. В соответствии с положениями данного законодательного акта, если человек движется по этим дорожкам на велосипеде, или если он создает опасность для пешеходов или мешает их движению, велосипедист должен придерживаться определенных правил. В частности, он должен спешиться и продолжить движение в качестве пешехода.
Запреты для велосипедистов
В соответствии с требованиями пункта 24.8 ПДД велосипедистам и лицам, управляющим мопедами, запрещается совершать ряд действий:
- Управление транспортным средством одной рукой или без рук.
- Перевозите грузы, превышающие габариты транспорта более чем на 50 сантиметров.
- Перевозить груз, мешающий нормальной работе транспортного средства.
- Перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией велосипеда.
- Перевозка детей в возрасте до 7 лет, если транспортное средство не оборудовано специальными удерживающими устройствами.
- Поворот налево или разворот на дорогах с трамвайным движением, если на этих путях имеется более одной полосы, предназначенной для движения в этом направлении.
- Водителям мопедов не разрешается ездить по дороге, если их мотоциклетный шлем не застегнут.
- Перейти дорогу по пешеходному переходу.
- Выполнение буксировки.
ДТП водителя легкового автомобиля и велосипедиста при выезде с прилегающей территории
В соответствии с ПДД при въезде или выезде с прилегающей территории автомобилист обязан уступить дорогу пешеходам или велосипедистам при условии, что он пересекает траекторию их движения. Это требование распространяется на автомобилиста во всех случаях, независимо от того, движется человек по тротуару или по проезжей части.
То есть, если дорожно-транспортное происшествие произошло при выезде или въезде на прилегающую территорию, в результате того, что автомобилист наехал на велосипедиста, то ГИБДД привлечет к ответственности водителя транспортного средства.
Если ДТП с участием велосипеда и автомобиля произошло на тротуаре или на пути, предназначенном для движения двухколесных транспортных средств, то вина водителя автомобиля также будет очевидной.
ДТП с участием велосипедиста при повороте на перекрестке
Глава 13 Правил дорожного движения определяет порядок выполнения поворота на перекрестке. В случае выполнения водителем данного маневра на перекрестке, независимо от приоритета проезжей части, он обязан уступить дорогу всем велосипедистам и пешеходам, пересекающим данный участок пути.
В соответствии с нормами данного законодательного акта велосипедист при движении параллельно своему первоначальному направлению не должен слезать на каждом перекрестке. Так как велосипедист является полноправным участником дорожного движения, то автомобилист перед совершением поворота должен дать ему возможность проехать.
Если во время выполнения такого маневра произойдет дорожно-транспортное происшествие, вся ответственность будет возложена на водителя автомобиля.
ДТП с участием автомобиля и велосипедиста
Пункт 24.8 ПДД устанавливает правило, согласно которому велосипедист перед переходом пешеходного перехода должен слезть и перейти зебру как пешеход. Однако некоторые двухколесные транспортные средства предпочитают игнорировать это правило закона, пересекая пешеходный переход, не слезая с велосипеда.
Если при таком переходе произойдет ДТП, то ситуация будет рассматриваться не как наезд на пешехода, а как ДТП с участием двух транспортных средств.
По закону водители должны отдавать преимущество перед пешеходным переходом только людям, не передвигающимся на транспортных средствах. Поэтому в случае ДТП с участием велосипеда водитель транспортного средства будет прав, ведь он должен отдавать приоритет пешеходу, а не транспортному средству.
В соответствии с законом велосипедисты вообще не должны находиться на пешеходных переходах, поэтому сотрудники ГИБДД, выехавшие на место столкновения, скорее всего, признают виновником аварии водителя двухколесного транспортного средства.
Если велосипедист сбил пешехода
К сожалению, довольно часто случаются случаи, когда велосипедист сбивает пешехода на переходе или на тротуаре. В соответствии с требованиями пункта 24.6 правил дорожного движения при подъезде к зебре велосипедист должен слезть. Однако выполнение этого правила необходимо только в тех случаях, когда движение такого водителя создает опасность или определенные препятствия для нормального движения пешеходов.
Если велосипедист все-таки сбил пешехода на тротуаре или переходе, скорее всего, этот водитель пренебрег требованиями закона и ехал на велосипеде с нарушением правил дорожного движения.
То есть ответственность за наезд будет возложена на водителя двухколесного транспортного средства.
Однако в тех случаях, когда ему удается доказать, что он не имел возможности предвидеть опасность, поскольку ДТП произошло по вине пешехода, то ГИБДД или судья могут признать последнего виновным.